Дорожный геопортал

Федеральная трасса М-54. Будни дорожников

1353742892_m-54Федеральная дорога М-54, особенно в зимнее время, щедра на сюрпризы. 23 ноября в три часа ночи на участке с 625-го километра до 792-го пошел снег. По оценке диспетчера ФКУ Упрдор М-54 «Енисей» Инги Ажи-оол, снегопадом назвать его можно было условно, скорее – пороша. Для кого – пороша, а для кого – бессонная ночь.

Не успели первые снежинки упасть на асфальт, а на трассе уже появилась техника туранского ДЭП-364-го. Ели порошу оперативно не смести с дороги, через сутки М-54 станет похожа на каток – дорожное полотно окажется под коркой снежного наката. Тут уж и «Мишлен» не поможет.

Не предсказуема погода в этих местах.

– Точно предсказать ее даже на предстоящие выходные невозможно, – сожалеет Инга. Поэтому рабочим и специалистам туранского ДЭПа приходится дежурить на ней круглые сутки. Пожалуй, стоит немного рассказать об этих парнях в оранжевых жилетах, которые и в зимнюю стужу, и в летний зной заботятся о безопасности своего участка.

Как рассказал генеральный директор этого предприятия Олег Терехов, в ведении ДЭПа участок с 625 по 792 километр.

– И зимой, и летом нам работы хватает, – делится он, – летом, конечно, чуть поменьше, и попроще она будет, чистить от грязи и пыли дорожные знаки, сигнальные столбики и барьерные ограждения, да травку на обочине и в кюветах подстригать. А главное – ямочный ремонт дорожного полотна.

А вот зимой, как признается гендиректор, помимо чистки всех дорожных «аксессуаров», необ­ходимо регулярно чистить саму трассу, чтобы не допустить снежного наката, подсыпать ее. Сотрудники ДЭПа называют все эти мероприятия просто – «борьба с зимней скользкостью».

Технический парк предприятия числом не мал: 4 автогрейдера, 3 ДМК, 4 КДМ и еще кое-какая дорожная техника, но, как признаются сами работники, автопарк нуждается в обновлении. Да это и понятно, машины, задействованные на дорожных работах, быстро изнашиваются, ведь условия, в которых приходится работать машинам, «сладкими» не назовешь: снег и холод зимой, жара и пыль летом, и горы, горы. Для коллег-туранцев, работающих где-нибудь в центральной России, обслуживание М-54 показалось бы чистым экстримом.

Для наших дорожников этот экстрим – будни, обычная работа. Причем на работе этой не озолотишься. На просто жизнь – хватает, а о жизни в удовольствие – и не мечтай. И вот что удивительно, при этом и самому предприятию не хватает на то, чтобы хоть как-то развиваться, покупать новую технику.

– Все упирается в финансы, – говорит главный инженер предприятия Андрей Калинин, – техника старая, нужно регулярно обновлять автопарк, а денег нет. Последний раз выкроили на покупку несколько лет назад.

Честно говоря, в этой части механизм финансирования таких вот работ государством у специалистов вызывает немало вопросов. По каким же нормативам рассчитывается стоимость работ, выставляемая на аукционы, если предприятию, победившему в них, не хватает этих денег на развитие своей технической базы? По среднероссийским? Но туранскому ДЭПу в них не уложиться уже потому, что в райцентре этом нет ни одного поставщика широкого ассортимента запчастей.

– Подшипник износился – за ним едешь в Кызыл. Бензина сожжешь на двадцать таких подшипников, – то ли удивляется, то ли возмущается непредприимчивостью коммерсантов главный инженер. – Но хуже всего – время теряем. Если техника в снегопад простаивает в гараже вместо того, чтобы быть на трассе, потом прихо­дится скоблить дорогу втрое дольше.

Покупать же с запасом тоже не вариант – какая деталь отлетит, сломается или износится – не угадаешь.

– На все не запасешься, – разводит руками Калинин. – Конечно, что-то можно прикупить с запасом. Но даже «Восток» с его оборот­ными средствами не может себе позволить такого склада запчастей. Роскошь это – деньги на полках держать.

Чаще всего в таких случаях приходится молиться на своих слесарей. Ясно, что газоэлектросварщик Сергей Сурун злосчастный подшипник изготовить не сможет, а вот отломившийся нож автогрейдера умелец поколдует-поколдует, да и починит.

Но люди за работу свою держатся. И делают на совесть. По другому не могут. Калинин, например, – дэповец в третьем поколении. Отец и дед Андрея так же начинали на этом предприятии, причем отец, Михаил Калинин, работает здесь до сих пор. И если что не так, он сына строит пожестче самой «вышестоящей инстанции».

…Скорее всего, на участке ДЭПа снег будет идти и сегодняшней ночью. А это значит, что вновь, как по тревоге, но без суеты, на трассу, на этот небольшой отрезок двухтысячекилометрового Саянского кольца выйдет вся смена. Это их работа, их кольцо.

 Антон Посохин, газета «Тувинская правда»

Вы в разделе: СМИ о нас

Tags:



Обсуждение закрыто.

Модуль в разработке